Все новости
Общие статьи
13 Сӱрем 2022, 15:37

Башкирия сохранила формат проведения международных форумов и инвестиционную привлекательность

Введение новых пакетов санкций против российской экономики привело к необходимости для руководителей регионов корректировать международную экономическую деятельность. По итогам полугодия среди региональных администраций наблюдается разновекторная динамика, а необходимую в борьбе за инвестора активность, проявляют далеко не все.

Башкирия сохранила формат проведения международных форумов и инвестиционную привлекательность
Башкирия сохранила формат проведения международных форумов и инвестиционную привлекательность

Если вынести за скобки Москву и Санкт-Петербург, экономический и административный потенциал которых несопоставимо больше чем у других субъектов федерации, то, согласно экспертным оценкам в первом полугодии 2022 г. наиболее активную позицию занимали Башкирия, а также Ленинградская и Калужская области. Так, Башкирия сохранила как формат проведения международных форумов, так и инвестиционную привлекательность, постепенно пререориентируя контакты на более лояльные России страны. Тем не менее, обратило на себя внимание создание площадки «Уфимский диалог» для коммуникации с европейским бизнесом, заинтересованным продолжать собствненное дело в России. Становится традиционным проведение инвестиционного сабантую «Зауралье», активно развиваются контакты со странами Азии и СНГ: состоялось несколько визитов и встреч (Казахстан, Узбекистан, Турция, Беларусь, Иран).

Высокий уровень взаимодействия демонстрировали также Ленинградская и Калужская области, которые стараются поддерживать работу иностранных предприятий в нынешних непростых для инвесторов условиях. Ленинградская область в первом полугодии достигла договорённости о модернизации производства с американской компанией «Сильвамо Корпорейшн» и с компанией «ЕвроХим» о создании обучающего кластера. Калужская - заключила соглашение о строительстве второй очереди завода ООО «Архбум тиссью групп» по производству санитарно-гигиенической продукции. Впрочем, отмечают эксперты, в условиях санкций возможность реальной реализации таких проектов в этих субъектах может быть поставлена под сомнение.

Крупным субъектам с мощной экономической базой удаётся быстрее адаптироваться к происходящим изменениям, в то время как остальные регионы зачастую не могут всерьёз заинтересовать иностранный бизнес. Но выстраивание эффективного взаимодействия во многом определяется готовностью руководства регионов активно заниматься привлечением инвесторов в сложных условиях, по сути, именно они являются лоббистами с высоким политическим весом.

Анализ показал, что можно условно выделить три группы регионов по уровню и качеству выстраивания взаимоотношений с иностранными партнёрами:

  • Регионы, ведущие активное международное сотрудничество (Башкирия, Нижегородская, Свердловская области и ряд других). В эту группу входят, преимущественно, экономически мощные субъекты, которые уже имеют богатую историю выстраивания взаимоотношений с иностранными партнёрами. Эти субъекты демонстрируют высокие показатели, в том числе благодаря серьёзным лоббистским возможностям которыми обладают главы этих регионов и премьер-министры региональных правительств. Проводимая ими политика ориентирована на проактивное привлечение инвесторов, а также на активную работу по сохранению имеющихся контактов и выстраиванию взаимодействия в условиях геополитической конфронтации.

При этом часть регионов с мощным экономическим потенциалом не проявляют существенной активности в сфере внешних контактов (Самарская область, Краснодарский край).

  • Субъекты со средним уровнем международного взаимодействия. Сюда входят регионы, сумевшие за последние полгода реализовать ряд проектов с иностранным бизнесом и государственными структурами, но говорить о выстраивании прочных международных связей в данном случае пока преждевременно (Брянская область, ХМАО, Мордовия и другие).
  • Регионы со слабым уровнем международной активности. Как правило, эту группу составляют небольшие субъекты, не отличающиеся заметным экономическим потенциалом либо имеющие малую численность населения и не диверсифицированную экономику (Костромская область, Чувашия, Забайкальский край). Сюда также можно отнести Крым и Севастополь, низкая динамика международных связей которых обусловлена их особым политическим статусом и непризнанием большинством международного сообщества этих субъектов как части РФ.

Эксперты полагают, что в ближайшие годы продолжится дифференциация российских регионов в вопросах поддержания международных контактов. Если экономически сильные регионы сумеют сохранить интерес иностранных инвесторов, то депрессивным будет сложно вести системную политику в этой сфере. Роль качественного регионального менеджмента в этих условиях будет и дальше возрастать.

Выделяются следующие направления международной повестки российских регионов:

  1. Стремление сохранить связи с лояльными России партнёрами в странах Запада. Это, в частности, относится к Башкирии, Ленинградской, Калужской областям. Так, власти Башкирии уже анонсировали создание площадки «Уфимский диалог», которая должна объединить заинтересованных субъектов из России и западных стран. Руководители Ленинградской области достигли договорённости с американской компанией «Сильвамо Корпорейшн» о модернизации Светлогорского ЦБК, а в Калуге одобрен проект строительства второй очереди завода ООО «Архбум тиссью групп» по производству санитарно-гигиенической продукции. Несмотря на многочисленные сложности, стремление к сотрудничеству есть и приводит к конкретным шагам.
  2. Дальневосточное направление. Уход многих западных компаний заставил субъекты искать инвесторов на других, прежде всего, азиатских рынках. Крупнейшим государством, с которым российские регионы поддерживают связи, остаётся Китай, но есть и отдельные контакты с другими странами, в частности, с Вьетнамом. Взаимодействие с этими странами характерно для многих субъектов; активнее оно проявляется у регионов Дальнего Востока. Но имеются примеры, когда и более отдалённые субъекты стараются выстроить с восточным соседом экономические связи. Так, Башкирия работает над вопросом открытия офиса Представителя республики при Торговом Представительстве РФ в Китае. Калининградская область в этом году договорилась о реализации нового транспортно-логистического проекта по отправке контейнерных поездов в Китай со станции Черняховск. Развитие проекта, разумеется, будет во многом зависеть от степени транспортной блокады Калининградской области.
  3. Центральная Азия. Одним из трендов последних месяцев стало существенное увеличение связей с Узбекистаном и другими государствами Средней Азии (при этом с Казахстаном они были тесными и ранее). Высокий уровень активности в этом направлении демонстрируют регионы Поволжья. Делегация Башкирии в этом году уже была с официальным визитом в Узбекистане, в ходе ПМЭФ встречалась с президентом Казахстана, заключила соглашение о сотрудничестве с казахстанским предприятием Iron Concentrate Company. Кировская область договорилась о совместной с Казахстаном рабочей группе по наращиванию экономического потенциала.
  4. Турция, Азербайджан и страны Ближнего Востока. Турция остаётся едва ли не единственной из стран НАТО, которая сохраняет с Россией приемлемые отношения, что заставляет ряд региональных руководителей интенсифицировать взаимодействия с этим государством. Так, Башкирия взаимодействует с представителями турецкого бизнеса по вопросам реализации инвестиционного проекта компании Sanica Pipe по производству пластиковых труб, плит и профилей. Правительством Чечни совместно с иранскими коллегами разработана дорожная карта экономического взаимодействия.

5.Беларусь и Армения. Главные внешнеполитические союзники России привлекают внимание значительной части губернаторского корпуса. Кроме того, Беларусь обладает существенным производственным потенциалом, что повышает её экономическую привлекательность. Два проекта заключила с белорусским холдингом «Амкодор» Башкирия. Правительство Смоленской области заключило соглашение о сотрудничестве с туроператорами Могилёвской области, что должно существенно увеличить турпоток между двумя регионами.

По формальным признакам к международному сотрудничеству могут быть отнесены также связи с частично признанными государствами постсоветского пространства (Южная Осетия, Абхазия, ДНР, ЛНР). Большинство российских регионов после начала СВО в той или иной форме установило взаимодействие с республиками Донбасса. Но учитывая плотную интеграцию указанных стран (особенно ДНР и ЛНР) в российское политическое и экономическое пространство такие отношения лишь формально можно считать международными.

Регионы используют площадку ПМЭФ как трамплин для собственного продвижения. Активная работа в рамках форума является заметным критерием успешности региона, даже если он является по своей сути дотационным, ведь заключённые на форуме инвестиционные контракты потенциально могут стать важным фактором наполняемости регионального бюджета. Кроме того, участие регионов России в ПМЭФ имеет и имиджевую составляющую. Прошедший в этом году форум показал, что большинство субъектов стремятся к самопрезентации, стараются не только заключить те или иные соглашения, но и используют форум как витрину экономики региона.

При этом субъекты по-разному используют потенциал Форума. Можно выделить три группы регионов, исходя из того насколько активно они заключают соглашения с иностранными партнёрами в ходе ПМЭФ:

а) активные регионы (Башкирия, ХМАО, Красноярский край, Иркутская и Смоленская области). Эти субъекты энергично работают над заключением международных соглашений. Можно выделить такие события, как: соглашение о сотрудничестве Башкирии с казахстанским предприятием Iron Concentrate Company; соглашение Корпорации развития Иркутской области и Сычуаньской компания о намерениях локализации в Иркутске высокотехнологичного производства электромобилей и электробусов; договорённость между Корпорацией развития Енисейской Сибири (объединяет Красноярский край, Тыву и Хакасию) и УК «Технопарк Сиань» о сотрудничестве в сфере развития высоких технологий.

б) умеренно активные субъекты (в том числе, Владимирская, Вологодская, Кировская области). Эти регионы стараются использовать свой экономический потенциал для ведения переговоров на полях ПМЭФ. Однако, часто речь идёт лишь о декларациях о намерениях, а не о реальных соглашениях.

в) пассивные регионы (абсолютное большинство субъектов РФ, включая обладающих серьёзным экономическим потенциалом, как, например, Челябинская и Новосибирская области). Эти субъекты не используют в должной мере представляющиеся возможности и не заключают заметных соглашений с иностранными партнёрами в рамках ПМЭФ.

Отсутствие активных международных контактов обрекает регионы России на сохранение пассивного, дотационного статуса, предполагающего, что единственным существенным источником финансирования будут выделяемые федеральные средства. Это ограничивает повестку развития субъектов, закрепляя их периферийный статус.

С целью поддержания международных связей часть регионов проводят собственные экономические форумы с приглашением иностранных гостей. В этом году уже состоялись: инвестиционный сабантуй «Зауралье» в Башкирии, ежегодный Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир», который проходит в Казани и международная промышленная выставка «Иннопром» в Екатеринбурге, которая позиционируется как главная российская промышленная выставка.

Озвученный на ней рейтинг эффективности реализации промышленной политики показал, что в лидерах те регионы, которые сохранили инвестиционную привлекательность для иностранного бизнеса и стремятся сохранять и развивать контакты с иностранными партнёрами.

Согласно версии Минпромторга рейтинг возглавила Башкирия, второе и третье место заняли соответственно Москва и Московская область. В прошлом году также победителем была Башкирия, а в тройку вошли Калужская и Тульская области, сумевшие сохранить место в топ-10 и в этом году.

Среди других заметных форумов – Восточный экономический форум во Владивостоке, который должен пройти осенью. Высоким потенциалом обладает также Ялтинский международный экономический форум, но его проведение в этом году перенесено на осень в связи с нестабильной международной ситуацией. Третий год подряд переносится Российский инвестиционный форум в Сочи. Каждый раз по эпидемиологическим причинам.

Следует отметить и то, что ряд субъектов проводят экономические форумы формально, они не несут существенной пользы с точки зрения привлечения инвестиций и выстраивания внешнеэкономических контактов. К ним, в частности, можно отнести Международный экономический форум в Махачкале, Костромской экономический форум. Тем не менее, и эти форумы, при условии соблюдения высокого организационного уровня могут иметь хорошие перспективы. Хотя в плане повестки и участников конкурировать с ПМЭФ или екатеринбургским «Иннопромом» им предельно трудно.

В целом, проведение крупных форумов могут позволить себе либо экономически устойчивые субъекты, как Башкирия или Свердловская область, либо регионы с особым политическим статусом, подобно Крыму. Несмотря на то, что такие форумы не могут сравниться с ПМЭФ ни по числу участников, ни по объёму привлеченных инвестиций, они всё же играют важную роль для субъектов, занимая каждый определённую нишу. Такие мероприятия активизируют региональную экономическую жизнь, создают условия для появления повестки развития регионов и их превращения в локальные центры притяжения наиболее экономически активной части населения.

Проведённое исследование международной активности субъектов позволяет сделать ряд выводов.

  • Более высокую международную активность ожидаемо демонстрируют экономически развитые регионы (Башкирия, Московская, Ленинградская и Нижегородская области и ряд других). Зачастую это следствие личных ресурсов, связей и лоббистских возможностей руководителей субъектов и глав региональных правительств. Но пока эти регионы проактивно формируют свою инвестиционную политику за счёт форумной активности и работы с инвесторами, большинство остальных в условиях геополитической конфронтации предпочитают пассивность и движение по инерции.
  • Геополитическая ситуация поменяла принципы выстраивания контактов с западными компаниями: акцент теперь делается на те соглашения, которые способны принести максимальный эффект, декларации о намерениях и бессодержательные соглашения постепенно уходят в прошлое. Именно поэтому существенное значение имеет бэкграунд, представляется крайне важным анализ результативности тех соглашений, которые были достигнуты в предыдущие годы.
  • Внешнеэкономическое взаимодействие регионов во многом зависит от понимания властями того факта, что активное международное взаимодействие создает задел на будущее, давая субъектам возможность стать центрами межрегионального притяжения. В этом смысле характерным выглядит пример Башкирии, власти которой системно работают над задачей превращения республики в центр бизнес-притяжения даже в эпоху беспрецедентного санкционного давления.
  • Происходит регионализация международных контактов. Так, взаимодействие с Беларусью более характерно для приграничных с ней российских регионов (Смоленская, Курская области и другие), отношения с Китаем более тесно выстроены у субъектов Дальнего Востока и Восточной Сибири, с мусульманскими странами активнее взаимодействуют республики Поволжья и Северного Кавказа.
  • С целью поддержания международных связей часть регионов проводят собственные экономические форума с приглашением иностранных гостей. Удачными и известными примерами таких мероприятий в субъектах являются, например, инвестиционный сабантуй «Зауралье» в Башкирии или промышленная выставка "Иннопром" в Екатеринбурге. Высоким потенциалом обладает также Ялтинский международный экономический форум, но его проведение в этом году перенесено на осень из-за сложной международной обстановки.
  • С государствами, чей экономический потенциал существенно ниже российского (часть стран Средней Азии, Ближнего Востока, а также частично признанные государства) международное взаимодействие выстраивается в большей степени вокруг вопросов социального и культурного обмена, а не экономических приоритетов. Применительно к республикам Донбасса сформировался тренд на оказание им помощи российскими регионами. О взаимовыгодном экономическом взаимодействии в этом случае говорить не приходится.

 

Первая половина года характеризовалась достаточно активной внешнеэкономической активностью ряда регионов, которые реализуют задачу адаптации к новым реалиям.

 

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов:

ПЭМФ этого года подтвердил, что форумы – сохраняющийся формат представления возможностей и специфики развития, инвестиционной привлекательности российских регионов в новых условиях. Меняется состав иностранных гостей, но это не мешает «витринам регионов» способствовать заключению договоров, наращиванию потенциала внутрироссийского и международного экономического развития. В плане становления новой логистики и развития межрегиональных международных связей совершенно обоснована работа региональных площадок, презентующих возможности и перспективы регионов.

На ПЭМФ подводили итоги инвестиционного рейтинга, и помимо признанных лидеров, таких, как Москва и Татарстан, пятую строчку по инвестпривлекательности заняла Новгородская область. Это показывает и подвижность регионов в новых условиях, и необходимость продолжения работы, которую многие регионы начали уже давно.

Иннопром также обозначил лидеров – уже в промышленной политике. Безусловно, столица может автоматически возглавлять почти любой рейтинг в стране, Мособласть также имеет во многом связанный с Москвой и федеральными программами вес. Но важно, что развиваются и выходят в лидеры во многом не вполне оцененные регионы – такие, как Башкирия, в последние годы активно продвигающая свои проекты и потенциальные возможности на всех уровнях – межрегиональном, федеральном, международном.

Разнообразие форумных площадок дает позитивный эффект, и в том числе «подтягивает» по уровню и объективно более слабые в экономическом отношении регионы – идет обмен технологиями, управленческим опытом на том уровне, который для таких субъектов органичен и достижим на практике.

 

Директор Института прикладных политических исследований ВШЭ Валерия Касамара:

Крупные форумы – это пространство не для всех. Большие слоны перетягивают внимание, за большими игроками тяжело увидеть потенциал и разнообразие регионов. При этом надо понимать, что форум – это уже вишенка на торте, это возможность дополнительно рассказать о результатах большой дофорумной работы.

То, что ряд регионов активизирует собственную форумную активность, можно рассматривать и как необходимость, и как серьезный позитивный экономический сигнал. Организация форума – нетривиальная задача, способность региона провести такое мероприятие говорит не только о его ресурсах, но и о качестве человеческого капитала. Например, включение Башкирии в рейтинг говорит, в том числе, и об эффективной кадровой политике. Регионам сейчас важно демонстрировать открытость, но это надо уметь делать.

И еще. Регионы-лидеры не только полагаются на инерцию, но и в новых вызовах ищут возможности, активизируя внешние связи, что говорит об их гибкости и высокой адаптивности.

 

телеграм-канал Незыгарь https://t.me/russica2/

Автор:телеграм-канал Незыгарь https://t.me/russica2/
Читайте нас: